Сущность технологии струйной цементации грунтов приведена в статьях автора, поэтому подробно остановимся лишь на вариантах конструкции ограждения котлована. Первая схема ограждения из одиночных свай применяется для неглубоких котлованов, сооружаемых в грунтах высокой устойчивости. Вариант «б» из взаимосекущихся свай является эффективным в случаях, когда необходимо дополнительно обеспечить водонепроницаемость стен котлована. При значительных глубинах для повышения устойчивости бортов возможно устройство ограждения из двух или трех рядов свай. В некоторых случаях применяется комбинированный вариант, когда основную нагрузку воспринимают буронабивные армированные сваи, а грунтоцементные сваи являются бетонной забиркой, обеспечивающей водонепроницаемость стен котлована
Армирование грунтоцементных свай обычно производится центрально расположенными трубами диаметром 70-150 мм или одиночным арматурным стержнем.
Для таких схем армирования автором получены формулы, позволяющие вычислить предельный момент сечения сваи. Полный вывод формул для всех конструкций ограждения из отдельно стоящих, касательных или взаимосекущихся свай можно посмотреть.
Здесь же приведем набор формул в окончательном виде для определения предельного момента сечения для наиболее применяемого на практике случая устройства ограждения
В настоящее время предприятием ЗАО «ИнжПроектСтрой» закончены работы по устройству ограждения котлована многоуровневой автостоянки по ул. Мытная в Москве по проекту, разработанному ООО «Инженерное бюро Юркевича». Для обеспечения устойчивости бортов проектной организацией было предусмотрено устройство вертикальных и наклонных свай (рис. 3).
Устройство свай выполнялось технологическим комплексом в составе: буровая установка RAPTOR
TWS1400, миксерная станция МС-10 и цементировочный насос TW351. Устройство свай диаметром 800-850 мм выполняли в технологическом режиме струйной цементации JET1 при давлении нагнетания цементного состава 400-450 атм.
Безаварийная разработка грунта в котловане доказала верность решений проектной организации, а также высокое качество выполненных строительных работ. Это обеспечило устойчивость бортов котлована без сооружения дополнительных расстрелов, подкосов, анкеров и др. и в последующем значительно облегчило выполнение бетонных работ в котловане (фото 1-3).